Закон О статусе судей в СССР
4 августа 1989 года
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
ЗАКОН О СТАТУСЕ СУДЕЙ В СССР
Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Судьи и народные заседатели
- Судьями и народными заседателями являются граждане СССР, избранные в установленном законом порядке в Верховный Суд СССР, Верховные Суды союзных республик, Верховные Суды автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды автономных областей, суды автономных округов, районные (городские) народные суды, а также военные трибуналы в Вооруженных Силах СССР.
- Судьи и народные заседатели ответственны перед избравшими их органами или избирателями и отчитываются перед ними.
- Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи.
Статья 2. Требования, предъявляемые к судьям и народным заседателям
Судьи и народные заседатели должны неукоснительно соблюдать советские законы, использовать свои знания и опыт для выполнения возложенных на суды задач, быть достойными своего высокого звания.
Раздел II
ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ И НАРОДНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
Статья 3. Независимость судей и народных заседателей
- Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону.
- Независимость судей и народных заседателей обеспечивается установленными законом порядком их избрания и освобождения, неприкосновенностью судей и народных заседателей, строгой юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей при вынесении решений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел, созданием необходимых организационно — технических условий для деятельности судов, а также материальным и социальным обеспечением судей, соответствующим их высокому статусу.
Статья 4. Ответственность за неуважение к суду
Проявление неуважения к суду со стороны участвующих в деле лиц или граждан, присутствующих в судебном заседании, а равно совершение кем бы то ни было действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду, влекут ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.
Статья 5. Недопустимость вмешательства в разрешение судебных дел
- Вмешательство в деятельность судей и народных заседателей по осуществлению правосудия запрещается.
- Воздействие в какой бы то ни было форме на судей или народных заседателей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела либо добиться вынесения незаконного судебного решения влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.
- Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на суд до вступления решения или приговора в законную силу.
Статья 6. Неприкосновенность судей и народных заседателей
- Судья, а также народный заседатель при исполнении им обязанностей в суде не может быть привлечен к уголовной ответственности или арестован без согласия:
Верховного Совета союзной республики, а в период между сессиями — Президиума Верховного Совета союзной республики — в отношении народных судей, судей краевых, областных, городских судов, судов автономных областей, судов автономных округов, Верховных Судов автономных республик, Верховного Суда союзной республики, а также народных заседателей этих судов;
Верховного Совета СССР, а в период между сессиями — Президиума Верховного Совета СССР — в отношении судей и народных заседателей Верховного Суда СССР и военных трибуналов. - Уголовное дело в отношении народного судьи или народного заседателя районного (городского) народного суда может быть возбуждено только прокурором союзной республики или Генеральным прокурором СССР, а в отношении судей или народных заседателей других судов союзных республик и судов Союза ССР — только Генеральным прокурором СССР. Возбуждение уголовного дела в отношении судей и народных заседателей военных трибуналов допускается лишь с согласия Президиума Верховного Совета СССР, в отношении народных заседателей районных (городских) народных судов — с согласия президиума вышестоящего Совета народных депутатов, в отношении всех других судей и народных заседателей — с согласия Совета народных депутатов, избравшего их, а в период между сессиями — с согласия президиума соответствующего Совета. Одновременно с этим решается вопрос о приостановлении полномочий судьи. Надзор за расследованием осуществляется прокурором, возбудившим дело.
- Уголовные дела в отношении народных судей и народных заседателей районных (городских) народных судов подсудны Верховным Судам союзных республик, а в отношении судей и народных заседателей других судов союзных республик и судов Союза ССР — Верховному Суду СССР.
- Не допускается задержание, привод или применение мер административного взыскания в отношении судьи, а также народного заседателя при исполнении им обязанностей в суде.
Статья 7. Гарантии трудовых прав народных заседателей
Увольнение народных заседателей в период их полномочий по инициативе администрации или их перевод в порядке дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу допускается, помимо соблюдения общего порядка, только с согласия трудового коллектива, избравшего народного заседателя.
Раздел III
ВЫБОРЫ СУДЕЙ И НАРОДНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи и народные заседатели
- Народным судьей может быть избран гражданин СССР, достигший ко дню выборов 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет и сдавший квалификационный экзамен.
- Судьями вышестоящих судов могут быть избраны граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, в том числе, как правило, не менее двух лет в качестве судьи.
- Судьей военного трибунала может быть избран гражданин СССР, достигший ко дню выборов 25 лет, состоящий на действительной военной службе, имеющий высшее юридическое образование и воинское звание офицерского состава. Лицо, впервые избираемое судьей военного трибунала, должно сдать квалификационный экзамен.
- Народным заседателем может быть избран гражданин СССР, достигший ко дню выборов 25 лет, а народным заседателем военного трибунала — гражданин СССР, состоящий на действительной военной службе.
Статья 9. Подбор кандидатов в судьи
- Подбор кандидатов в судьи осуществляется органами юстиции в соответствии с требованиями настоящего Закона на основе рекомендаций и учета мнения трудовых коллективов, в которых работают выдвигаемые кандидаты, и заключения квалификационной коллегии судей.
- Лица, впервые рекомендуемые кандидатами в судьи, проходят профессиональную подготовку в случаях и порядке, определяемых Министерством юстиции СССР.
- Представление кандидатов в народные судьи районных (городских) народных судов, судьи краевых, областных, городских судов, судов автономных областей, судов автономных округов, Верховных Судов автономных республик производится совместно Министерством юстиции и Верховным Судом союзной республики. Кандидаты в судьи Верховных Судов союзных республик представляются в порядке, установленном законодательством союзных республик, с учетом мнения Верховного Суда СССР и Министерства юстиции СССР.
Статья 10. Порядок выборов и сроки полномочий судей и народных заседателей
- Народные судьи районных (городских) народных судов, судьи краевых, областных и городских судов избираются соответствующими вышестоящими Советами народных депутатов.
- Судьи Верховного Суда СССР, Верховных Судов союзных и автономных республик, судов автономных областей и автономных округов избираются соответственно Верховным Советом СССР, Верховными Советами союзных и автономных республик, Советами народных депутатов автономных областей и автономных округов.
- Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту их жительства или работы открытым голосованием, а народные заседатели вышестоящих судов — соответствующими Советами народных депутатов.
- Судьи военных трибуналов избираются Президиумом Верховного Совета СССР, а народные заседатели — собраниями военнослужащих открытым голосованием.
- Судьи всех судов избираются сроком на десять лет. Народные заседатели всех судов избираются сроком на пять лет.
- Если срок полномочий судей и народных заседателей истекает в период рассмотрения ими судебного дела, то их полномочия сохраняются до окончания разбирательства этого дела.
- Народные заседатели призываются к исполнению своих обязанностей в судах в порядке очередности не более чем на две недели в году, кроме случаев, когда продление этого срока вызывается необходимостью закончить рассмотрение судебного дела, начатого с их участием.
Статья 11. Присяга судьи и народного заседателя
- Впервые избранные судьи и народные заседатели приносят присягу.
- Текст присяги судьи и народного заседателя, а также порядок ее принесения для судей судов Союза ССР определяются Верховным Советом СССР, а для судей судов союзных республик — Верховными Советами союзных республик.
Раздел IV
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУДЕЙ И НАРОДНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
Статья 12. Права судей и народных заседателей
- Судьи и народные заседатели обладают властными полномочиями, необходимыми для осуществления правосудия. Эти полномочия определяются законодательством Союза ССР и союзных республик.
- Судья также имеет право:
требовать от должностных лиц и граждан исполнения своих распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на него законом обязанностей;
вносить представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона или причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;
запрашивать информацию от государственных и общественных органов, научных учреждений и информационных центров. - Государственные органы, общественные организации и должностные лица обязаны выполнять требования и распоряжения судей, связанные с осуществлением судебной деятельности, своевременно отвечать на их представления и запросы.
- Судья может вносить на обсуждение конференции судей, а также непосредственно в Верховный Суд СССР или Верховный Суд союзной республики предложения о даче руководящих разъяснений по вопросам применения законодательства.
- Народный заседатель, имеющий высшее юридическое образование, может замещать народного судью районного (городского) народного суда в случаях его длительного отсутствия.
Статья 13. Обязанности судей и народных заседателей
- Судьи и народные заседатели при рассмотрении гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях обязаны точно исполнять требования законов, обеспечивать охрану прав и свобод граждан, их чести и достоинства, интересов общества, высокую культуру и воспитательное воздействие судебной деятельности, быть справедливыми и гуманными.
- Судьи обязаны повышать уровень профессиональных знаний, изучать и обобщать судебную практику, участвовать в работе по правовому воспитанию граждан.
- Судьи и народные заседатели при выполнении своих обязанностей в суде, а также во внеслужебных отношениях должны избегать всего, что могло бы умалить авторитет социалистического правосудия, достоинство советского судьи или вызвать сомнение в его объективности и беспристрастности.
- Народные заседатели обязаны овладевать правовыми знаниями, готовиться к судебному разбирательству каждого дела, участвовать в работе по предупреждению правонарушений.
- Судьи обязаны предварительно знакомить народных заседателей с делами, подлежащими рассмотрению, действующим законодательством и практикой его применения, оказывать иную помощь в осуществлении их полномочий.
- Судьи и народные заседатели не вправе разглашать тайну совещания судей и сведения, полученные при проведении закрытых судебных заседаний.
- Народные заседатели обязаны своевременно являться в суд для выполнения функций по осуществлению правосудия. Вызов народного заседателя в суд обязателен для администрации предприятия, учреждения, организации, где работает или учится народный заседатель.
Раздел V
КОНФЕРЕНЦИИ СУДЕЙ.КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КОЛЛЕГИИ СУДЕЙ
Статья 14. Конференции судей
- Судьи судов союзной республики, не имеющей областного деления, автономной республики, края, области, города, автономной области, автономного округа ежегодно созываются на конференции.
- Конференции судей обсуждают возникшие в судебной практике вопросы применения законодательства, обращаются в Верховный Суд СССР или Верховный Суд союзной республики с предложениями о даче руководящих разъяснений, либо о внесении представлений в порядке законодательной инициативы или о толковании законов. В случаях, предусмотренных «статьей 15» настоящего Закона, конференции избирают квалификационные коллегии судей.
- Порядок созыва и проведения конференции определяется законодательством союзных республик.
- Порядок созыва и проведения конференций судей военных трибуналов, а также избрания квалификационных коллегий этих судей определяется Положением о военных трибуналах, утверждаемым законом СССР.
Статья 15. Квалификационные коллегии судей
- Квалификационные коллегии судей создаются в целях обеспечения выдвижения на судебную работу достойных кандидатов и усиления гарантий независимости судей.
- Квалификационные коллегии судей в автономных республиках, краях, областях, городах, автономных областях и автономных округах избираются конференциями судей из числа народных судей и членов соответствующих вышестоящих судов. Квалификационные коллегии судей в союзных республиках, не имеющих областного деления, избираются конференциями судей из числа народных судей и членов городских судов судьями этих судов. Народные судьи должны составлять не менее половины членов коллегии.
- Квалификационные коллегии судей Верховного Суда СССР и Верховных Судов союзных республик избираются из числа членов соответствующих судов пленумами этих судов.
- Количественный состав квалификационной коллегии судей определяется при ее избрании. Председатели судов и их заместители, за исключением председателей районных (городских) народных судов, в состав квалификационных коллегий не входят.
- Квалификационные коллегии судей избираются сроком на пять лет. Квалификационные коллегии судей отчитываются о своей работе перед конференциями судей или пленумами судов, их избравшими.
- Порядок выборов и организация деятельности квалификационных коллегий судей определяются Положениями, утверждаемыми соответственно Верховным Советом СССР и Верховными Советами союзных республик.
Статья 16. Полномочия квалификационных коллегий
- Квалификационные коллегии судей:
оценивают подготовленность к судебной работе каждого кандидата, впервые выдвигаемого в народные судьи, и проводят квалификационный экзамен кандидатов в судьи;
дают заключения о возможности выдвижения кандидата в народные судьи или в члены вышестоящего суда;
проводят квалификационную аттестацию судей;
дают заключение по вопросу об отзыве судьи;
рассматривают вопрос о дисциплинарной ответственности судьи. - Квалификационные коллегии судей Верховного Суда СССР и Верховных Судов союзных республик, кроме того, рассматривают жалобы на решения нижестоящих квалификационных коллегий по вопросам об отзыве и дисциплинарной ответственности судей.
Раздел VI
ОТЗЫВ И ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ СУДЕЙ И НАРОДНЫХ
ЗАСЕДАТЕЛЕЙ. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУДЕЙ
Статья 17. Отзыв и досрочное освобождение судей и народных заседателей
- Судьи и народные заседатели могут быть досрочно лишены своих полномочий за нарушение социалистической законности или совершение порочащего поступка, несовместимых с их высоким званием, не иначе как по отзыву избравшего их органа либо избирателей, а также в силу состоявшегося о них обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу.
- Судьи и народные заседатели могут быть досрочно освобождены от исполнения своих обязанностей:
по состоянию здоровья, препятствующему продолжению работы;
вследствие избрания на другую должность или перевода, с их согласия, на другую работу;
по собственному желанию. - Порядок отзыва и досрочного освобождения судей и народных заседателей судов Союза ССР и судов союзных республик определяется соответственно законодательством Союза ССР и законодательством союзных республик.
- Вопрос об отзыве судей решается с учетом заключений квалификационной коллегии судей и министерства юстиции союзной республики или Министерства юстиции СССР.
Статья 18. Дисциплинарная ответственность судей
- Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности:
за нарушение законности при рассмотрении судебных дел;
за совершение другого служебного проступка;
за совершение порочащего поступка. - Порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности устанавливается законодательством Союза ССР и союзных республик.
- Отмена или изменения судебного решения сами по себе не влекут ответственности судьи, участвовавшего в вынесении этого решения, если при этом им не были допущены преднамеренное нарушение закона либо недобросовестность, повлекшая существенные последствия.
Раздел VII
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 19. Квалификационная аттестация судей
Судьи в порядке, устанавливаемом Верховным Советом СССР, проходят аттестацию, по результатам которой им с учетом квалификации и опыта работы присваиваются квалификационные классы.
Статья 20. Материальное и социальное обеспечение судей
- Заработная плата для судей устанавливается с учетом квалификационной аттестации. Порядок назначения и размеры доплат к должностному окладу за квалификацию, а также пенсионного обеспечения судей устанавливаются законодательством Союза ССР и союзных республик.
- Местные Советы народных депутатов обязаны не позднее шести месяцев после избрания судьи обеспечить его благоустроенным жилым помещением в виде отдельной квартиры или дома.
Статья 21. Работа судей по совместительству
Работа судей в иных государственных учреждениях, предприятиях и организациях, а также в кооперативных и других общественных организациях на условиях совместительства не допускается, за исключением педагогической и научно — исследовательской деятельности.
Статья 22. Сохранение за народными заседателями заработной платы, иных выплат и льгот на время исполнения ими обязанностей в суде
- За народными заседателями на время исполнения ими обязанностей в суде сохраняется средний заработок по месту постоянной работы.
- В отношении иных выплат и льгот время исполнения народными заседателями обязанностей в суде приравнивается к времени выполнения основной работы.
- Порядок и размеры возмещения расходов, связанных с исполнением народными заседателями их обязанностей в суде, устанавливаются законодательством союзных республик.
Статья 23. Символы судебной власти. Удостоверения судьи и народного заседателя
- Символом судебной власти в Верховном Суде СССР является судейская мантия с изображением Государственного герба СССР. Символы судебной власти в судах союзных республик устанавливаются законодательством союзных республик.
- Судьям и народным заседателям выдаются удостоверения, образцы которых устанавливаются:
для судов союзных республик — Президиумами Верховных Советов союзных республик,
для судов Союза ССР — Президиумом Верховного Совета СССР.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
от 15 марта 1996 г. № 157-II ГД О юридической силе для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17 марта 1991 г. по вопросу о сохранении Союза ССР
О компенсации общественной работы народных заседателей районных народных судов Ленинграда и Ленингорсуда во 2-ом полугодии 1991 года
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
РЕШЕНИЕ
9 сессии 21 созыва
от 27 июня 1991 года N 16
О компенсации общественной работы народных заседателей районных народных судов Ленинграда и Ленингорсуда во 2-ом полугодии 1991 года
В связи с избранием явно недостаточного количества народных заседателей работа судов Ленинграда полностью дестабилизирована. Дальнейшее избрание народных заседателей как для народных судов, так и для Ленинградского городского суда сдерживается системой оплаты их труда за счет фонда зарплаты предприятий. В условиях перехода предприятий на самофинансирование и хозрасчет трудовые коллективы не заинтересованы в избрании народных заседателей.
Исполнительные комитеты районных Советов Ленинграда не выполнили решение исполнительного комитета Ленсовета N 1023 от 10.12.1990 года, которым они обязывались рассмотреть вопрос о снижении налога на прибыль предприятий для компенсации затрат, связанных с оплатой труда народным заседателям.
Для нормализации работы судов Ленинграда, с целью до избрания необходимого числа народных заседателей Ленгорсуда и народных судов г.Ленинграда Ленинградский городской Совет народных депутатов считает необходимым оплату труда народных заседателей производить за счет средств городского бюджета. В связи с изложенным Ленинградский городской Совет народных депутатов
РЕШИЛ:
1. Выделить согласно представленным расчетам из средств городского бюджета для выплаты компенсации за исполнение общественной работы народного заседателя на П-е полугодие 1991 года Управлению юстиции Ленсовета 1.100.000 рублей, Ленинградскому городскому суду 100.000 рублей.
2. Освободить с 1 июля 1991 г. предприятия, учреждения и организации Ленинграда от оплаты труда народных заседателей.
3. Установить, что выплаты народным заседателям производятся из расчета зарплаты народного судьи 400 рублей в месяц и члена Ленгорсуда — 500 рублей в месяц при зарплате выше указанных сумм в размере среднего заработка, а народным заседателям-пенсионерам в размере 200 рублей в месяц с учетом сохранения пенсии.
4. О принятом решении довести до сведения трудовых коллективов, руководителей предприятий и организаций и предложить им провести дополнительные выборы необходимого числа народных заседателей народных судов по представлениям судов района по территориальности, обсудить в коллективах и рекомендовать к избранию народных заседателей Ленинградского городского суда.
5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя председателя Ленсовета т.Кучеренко И.М.
Заместитель председателя
Ленсовета
И.М.Кучеренко